"Руслану" - 25!

Уникальный транспортный самолет празднует четвертьвековой юбилей



24 декабря 2007 г. исполняется 25 лет со дня первого полета тяжелого военно-транспортного самолета Ан-124 "Руслан", который все это время оставался самым грузоподъемным из серийно производимых в мире. В 1982 г. он впервые поднялся в небо, управляемый летчиками-испытателями В.И.Терским и А.В.Галуненко, штурманом был А.П.Поддубным, бортинженерами - В.М.Воротниковым и А.М.Шулещенко, радистом М.А.Тупчиенко.

С появлением в 1965 году первого в мире широкофюзеляжного транспортного самолета Ан-22 начался очередной этап многолетней советско-американской гонки за первенство в создании гигантских крылатых машин. В США шла разработка ВТС нового поколения Lockheed С-5А Galaxy, который по грузоподъемности и другим основным характеристикам явно превосходил "Антей". Этот факт не только снижал престиж советского самолетостроения, но со временем мог привести к резкому превосходству американских войск в плане стратегической мобильности. Заботясь об ответных мерах, ЦК КПСС и Совет Министров СССР издали Постановление №564-180 от 21.07.1966 года "Об основных направлениях развития авиационной техники и вооружения на 1966-70 гг.", в котором поставили задачу повысить грузоподъемность отечественных ВТС до 100-120 тонн. Оно и послужило основанием для развертывания на Киевском механическом заводе (КМЗ - так в то время назывался АНТК им. О.К.Антонова) проектных работ по этой теме.

Коллективу КМЗ под руководством Олега Константиновича Антонова предстояло решить сложнейшую задачу: не только вдвое превзойти по транспортным возможностям свое предыдущее достижение - Ан-22, но и добиться значительного сокращения трудоемкости обслуживания, увеличения автономности эксплуатации и улучшения ряда других важных показателей. Необходимо было ориентироваться на самые передовые, зачастую еще не реализованные в технологии идеи.

Первые экземпляры Ан-124, в том числе один для статиспытаний, строили на Киевском авиационном производственном объединении (КиАПО, ныне КиГАЗ "Авиант") совместно с КМЗ. Подготовка к этой работе развернулась задолго до того, как был окончательно определен технический облик самолета. Так, с 1973 года на КиАПО началось возведение огромных производственных корпусов с пролетом до 100 м, а с 1977 года ход строительства жестко контролировался ЦК КПУ. Конструкторская документация по Ан-124 (серийный №01-01) стала поступать на завод с 1979 года, тогда же началось изготовление производственной оснастки. Кооперация при изготовлении самолета была очень широкой: шасси делали в Куйбышеве, двигатели - в Запорожье, ВСУ - в подмосковном Ступино, элементы гидравлического комплекса - в Москве и Харькове, всего было задействовано более 100 заводов. Но главным партнером двух киевских предприятий выступило Ташкентское авиационное производственное объединение им. В.П.Чкалова (ТАПОиЧ), изготовившее консоли крыла, центроплан и крупногабаритные детали поперечного набора фюзеляжа. Из Ташкента в Киев готовые агрегаты перевозились на спине Ан-22.

Важным этапом создания любого самолета являются прочностные испытания его опытных образцов. На Ан-124 впервые в мире полный комплекс статических и усталостных испытаний был проведен на одном планере, что позволило не строить дополнительный самолет и сэкономить сумму, эквивалентную 40 млн. USD. Общий объем статиспытаний составил 60000 ч. Все важнейшие агрегаты самолета прошли в новой лаборатории прочностных испытаний КМЗ, за исключением опор шасси, которые испытывались в Новосибирске.

После окончания Госиспытанний началось освоение Ан-124 строевыми частями советской военно-транспортной авиации. Новому тяжелому стратегическому военно- транспортному самолету отводилась роль перевозчика крупногабаритной боевой техники, грузов и личного состава в зоны боевых действий или тактических учений. "Руслан" впервые позволил перебрасывать по воздуху почти 100% техники и вооружения Сухопутных войск, ВВС, ПВО и ракетных войск стратегического назначения.

Серийно "Русланы" производили в Киеве и в Ульяновске. На берегах Днепра было выпущено всего 18 серийных машин, на Волге - 36 самолета. Если считать первую опытную машину и экземпляр для статиспытаний, то всего было построено 56 "Русланов".
В это число входят и гражданские варианты "Руслана", выпуск которых специально для АНТК им. О.К.Антонова начался на "Авианте" в 1990-91 годах ( самолеты №02-08 и №02-10).

Постепенно становилось ясно, что "Руслан" - самолет с уникальными транспортными возможностями, и его вполне можно использовать для зарабатывания денег. Тем более, что после распада Советского Союза финансирование деятельности АНТК из госбюджета стало давать перебои. Руководство предприятия сумело вовремя оценить ситуацию и взять курс на самофинансирование путем организации авиатранспортного подразделения, которое сегодня известно как авиакомпания "Авиалинии Антонова". Здесь "Руслан" получил свою вторую профессию - гражданского грузового воздушного судна. Эта перемена для самолета оказалась судьбоносной - благодаря ей он не только, образно говоря, удержался в небе, но и стал одним из самых успешных коммерческих самолетов в мире.


Самолет прошел все предусмотренные Нормами летной годности проверки. 30 декабря 1992 года "Руслан" получил от Авиарегистра МАК Сертификат летной годности как гражданское транспортное воздушное судно Ан-124-100.

Ан-124-100 - гражданский вариант "Руслана" - относится к разряду наиболее коммерчески удачных воздушных судов, появление которых стало этапным для мировой авиации и сформировало новый сегмент рынка - перевозку крупногабаритных и сверхтяжелых грузов. "Руслан" стал незаменимым звеном в технологии строительства крупных промышленных комплексов, осуществления международных проектов в области авиастроения и космических исследований. Он спасал беженцев и пострадавших во время стихийных бедствий, возил танки и рождественские елки, элитных скакунов и крейсерские яхты, концертное оборудование и самолеты-шпионы, денежные знаки и чистое золото. Список его грузов бесконечен - в этом смысле его вполне можно назвать самым универсальным самолетом за всю историю авиации.

Ан-124-100 часто перевозит грузы, которые невозможно доставить никаким другим транспортным средством. Именно благодаря этому самолету из Италии в Эфиопию была возвращена святыня - гранитный обелиск с могилы правителя могущественного некогда царства на севере Эфиопии. А после того, как Ан-124-100 доставил на Маршалловы острова опреснительную установку весом 72 т, правительство этого государство приняло решение об увековечении этой перевозки путем выпуска коллекционной почтовой марки.

На мировом рынке воздушных перевозок крупногабаритных и сверхтяжелых грузов "Руслан" ожидает большой объем работ. По прогнозам экспертов, к 2017 г. объем этого рынка увеличится практически в 3 раза. Для обеспечения соответствия Ан-124 АНТК им. О.К.Антонова и его партнеры постоянно занимаются модернизацией этих воздушных судов. В 2007 г. был сертифицирован новый вариант "Руслана" - Ан- 124-100М-150. отличается от базовой модели увеличенными полезной нагрузкой со 12 0 до 150 т, взлетной и посадочной массами, а также дальностью полета. Важной особенностью Ан-124-100М-150 является упрощение и ускорение погрузки моногрузов массой до 150 т. В соответствии с современными и перспективными требованиями Евроконтроля по зональной навигации P-RNAV, в частности, по точности самолетовождения, на новом "Руслане" установлен модернизированный навигационный комплекс. Также установлена новая система раннего предупреждения столкновения с землей. Самолетом Ан-124-100М-150 управляет экипаж не из шести, а из четырех человек. Совместно с партнерами из России и Украины АНТК им. О.К.Антонова реализует программу возобновления серийного производства усовершенствованных "Русланов".

Памятными вехами не только в судьбе "Руслана", но и авиации в целом останутся многие события, связанные с ним. Это и беспосадочный перелет протяженностью 20151 км вдоль границ Советского Союза за 25 часов 30 минут, когда был установлен мировой рекорд дальности полета по замкнутому маршруту, и кругосветный перелет через Южный и Северный полюса за 72 часа 16 минут летного времени. И полет в… Книгу рекордов Гиннесса, состоявшийся 20 сентября 1993 г, когда из Дюссельдорфа в Дели был доставлен моногруз (статор к генератору электростанции) весом в 135,2 т. Всего на счету "Руслана" 30 мировых рекордов грузоподъемности, высоты с коммерческой нагрузкой, скорости и дальности полета.

/по материалам пресс-релиза АНТК имю Антонова/


Создан 10 янв 2008



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником